Как живется вдали от Родины?
оригинал статьи: http://www.nlkg.kg/ru/society/style/kak-zhivetsya-vdali-ot-rodiny

Наша молодая автор Бегимай Сатаева уехала на год работать в Польшу в области гендерной журналистики. Своими впечатлениями о жизни в Варшаве и Лодзе решила поделиться с читателями нашей газеты.
Каждое утро начинается с легкого завтрака, обычно это заготовленные полуфабрикаты со вчерашнего дня. Прохладный ветер и еле заметные проблески солнца. Забегаешь в ближайшую кондитерскую: кофе, взаимная дежурная улыбка, трамвай минута в минуту.
8:29, аромат, глоток, быстро сменяющиеся картинки, как декорации, за окном и рабочий день начался.
Быть экспатом, иностранным специалистом, - самый интересный опыт в моей жизни. Обычно поездки заграницу ограничиваются двумя неделями, сейчас абсолютно новое чувство: не нужно считать дней до отъезда, ты не турист.
Первые дни самые оживленные и затратные: ищешь подходящую квартиру, разбираешься в валюте, прицениваешься. Но внутри время адаптации проходит замкнуто, сознание словно еще не готово открыться новому миру. Постоянно происходят маленькие казусы: ждешь у кассы в супермаркете пока дадут пакет, ищешь, где и как купить билет на трамвай, кружишь в поисках нужного здания часами. Начинают выводить из себя непонятные буквы и иногда непонимание ситуации.
Чувствовать себя иностранцем - ни хорошо, ни плохо, не похожее ни на что ощущение. Не смотря на стереотипы о толерантности, Восточная Европа еще не продвинулась далеко. Различные митинги, пикеты за права женщин, отмена абортов - это часть будней. Но, все в рамках разумного: нет ни давок, перестрелок, захвата зданий, а открытое выражение своего мнения.
В городе довольно мало азиатов, и если взрослые люди не обращают особого внимания, детское любопытство не заметить невозможно. Идешь и чувствуешь на себе изучающие, больше дружелюбные взгляды.
Каждый день европейцы берут от жизни самые интересные ощущения. Зажигательные мероприятия, креативные фестивали, тематические вечеринки в ночных клубах чередуются с активным спортом: велопрогулки, пробежки и йога на свежем воздухе. В метро и трамваях люди читают книги в твердом переплете, сами и своим деткам: стоя, на ходу и в ожидании.

В среду после обеда по типичной центральной европейской улочке гуляют молодожены, несколько их друзей и фотограф. Нет ресторанов на 500 персон, хотя культура потребления очень поощряется. Торжества проходят довольно скромно, но при этом действительно весело и интересно. В свободное время они скорее отправятся в новые города и страны, при этом самыми бюджетными и интересными способами: автостопом, по каучсерфингу или даже пешком. Настоящие кочевники современности.
Я искренне не понимала своих знакомых, которые постоянно подчеркивали свою тоску по Родине. «Пользуйтесь возможностями, которые у вас сейчас есть», - думала про себя. Да, возможности действительно есть, но надо очень потрудится, чтобы их найти. Многие объявления чаще всего помечены «кандидаты должны быть гражданами стран ЕС», поэтому я безгранично уважаю тех людей, что смогли обосноваться и найти достойную работу за рубежом. Лично для меня это мера успеха. Обычно ты ограничен той сферой, по которой приехал, не имея связей и без знания специфичного языка довольно сложно реализоваться, но опыт показывает, что возможно.
В городах Европы обслуживание достаточно долгое в сравнение с Кыргызстаном: начиная с банков и заканчивая забегаловками. Вы не найдете муху или волос в еде, но и вряд ли найдете хоть что-то, что работает 24 часа в сутки, кроме транспорта и аптек, и то не всегда. Все просто - уважение чужого труда, все делается качественно и это качество требует времени. После этого, такое ощущение, что все в Кыргызстане так и ждут подловить официанта на ошибке и растрезвонить об этом на весь мир.
Не понимаю я и тех, кто всеми силами старается походить на европейцев. Вопрос «Откуда ты?» - это то с чего у меня начинается большинство знакомств, смешных случаев и общих воспоминаний. Начинаешь объяснять, что не Курдистан, а Кыргызская Республика, про политический строй, традиции и все в этом духе. Чувствуешь себя как минимум уникальной персоной.

Мне безумно нравится уверенность в себе западной молодежи. Уверенность читается во всем: поведение, стиль одежды, движения. Это не значит, что они высокомерные и невоспитанные фрики, нет, они не боятся быть не понятым обществом, не думают о пересудах и общественном мнении. Этого просто нет, как явления. Ментальная безопасность. Нет и угрозы физической опасности: выйдешь на улицу в 4 утра, в любом виде и в любом месте, нет опасений, что кто-то поджидает за углом. Признаться в Бишкеке не хватало и не хватает до сих уверенности в завтрашнем дне, хотя есть понимание, что реализовать свой потенциал на 100% я могу начать только в своей стране. Но мне действительно страшно открывать новостную ленту Кыргызстана с утра.
Дневная суета быстро сменяется на вечернюю. Заходишь в тихую, пустую комнату, что очень не привычно, особенно после жизни в большой семье. Вечером в городе наступает особая атмосфера, голоса и легкий шум за окном будет стоять еще до рассвета. Обязательные видео встречи и легкие нотки тоски перед сном, особенно остро воспринимаешь, если кто-то вдруг не отвечает вовремя.
Происходят перемены, перемены во всем: в личности, характере, отношении к жизни, к людям, к семье, к стране. Как ни странно, общаешься с близкими больше и глубже, чем это было, когда они были рядом. Быть экспатом - самый важный жизненный опыт.
Новое утро, еще один день.
Варшава, Лодзь, Польша
3D-формат: Как Бегимай Сатаева с активистами обустраивает Бишкек
Подробнее: на Limon.KG
Limon.KG - С Бегимай Сатаевой Limon.KG встречался еще в прошлом году, чтобы поговорить о 3D-зебрах, созданных по инициативе активистки. На днях мы обсудили уже новый стрит-арт объект, украсивший облик нашей столицы — 3D-парк. Девушка рассказала, почему горожанам важно становиться частью урбан-активизма и как новые технологии меняют не только архитектурные черты города, но и отношение людей к муниципальной собственности.
L. Бегимай, расскажите немного о себе, своих увлечениях. Ваш девиз по жизни.
В этом году я закончила Американский Университет в Центральной Азии, специальность Журналистика и Массовые Коммуникации. С самого начала университета мне нравилось заниматься социальной и общественной деятельностью. Я посещала различные тренинги и мероприятия, большинство из них мне казались очень скучными: несколько часов лекций, много раздаточного материала и практически никакого эффекта, поэтому я люблю заниматься практической работой, результатами и влиянием которой можно наслаждаться. Насчет жизненных убеждений, у меня есть несколько любимых принципов, которых я придерживаюсь, но на данный момент прозвучат слишком громко и пафосно. С самого детства родители мне говорили о том, что не надо искать легких путей, я исхожу из обратного. Мне кажется, что сейчас не нужно все усложнять, можно делать все, что в твоих силах, там где ты есть, а это совсем не сложно и возможно практически всегда.
L. Ваши проекты всегда отличаются яркостью и новизной. Где вы черпаете вдохновение?
На втором курсе я заканчивала курс «Визуальные коммуникации», где нам объясняли как выражать сообщения через визуальные творения. Я стала изучать это глубже и подробней, смотрела как работает реклама. Обычно креативные сообщения всегда очень коммерциализированы, направлены только на получение прибыли, мне захотелось повернуть это в социальное русло, то есть, чтобы эффект был больше на решение общих проблем, которые касаются всех. После этого курса я стала обращать внимание на многие детали в повседневной жизни: больше читать, наблюдать за необычными людьми, смотреть на архитектуру и дизайн других городов, ловить мимолетные образы. Но самое большее вдохновение для проектов и статей я получаю из прогулок по городу, иногда гуляешь, и думаешь: «Здесь бы не помешало добавить определенной детали, интересно узнать историю этого здания, можно было бы установить такую инсталляцию».
L. Как зарождалась идея создании 3D-парка?
Идея о парке зародилась еще в ноябре, тогда она была только на стадии обсуждения. Полностью проект разрабатывался и реализовывался вместе с активистом Нурсултаном Сулаймановым, он также причастен к искусству. Мы часто замечали, как на улице в основном молодые люди сидели на спинках, плевались, мусорили и просто бесцельно ломали скамейки и стенды. Есть такая теория «разбитых окон», если что-то сломано или разбито, этот процесс будет продолжаться до конца. Идея была своеобразным продолжением проекта «3D-зебра», оба проекта спонсировались фондом «Сорос-Кыргызстан». Мы подумали, что если просто восстановить скамейки, их снова сломают, но если нанести национальные узоры и сделать это действительно красиво, тогда молодым людям будет приятно отдыхать в парке и у них исчезнет желание ломать. Сначала мы думали о том, чтобы сотрудничать с крупными компаниями в Кыргызстане, но потом подумали, что рекламы в городе достаточно. Мы написали проектную заявку по объявленному конкурсу «Продвижение идей многообразия и урбан-активизма через медиа и арт» программы «Свобода информации», который полностью соответствовал нашим целям и задачам. Нас поддержали и работа началась полным ходом.
L. Почему вы выбрали именно тот парк? Что повлияло на ваше решение?
Изначально мы запрашивали разрешение на проведение работ у мэрии в нескольких парках. Выбор пал именно на участок по бульвару Молодой Гвардии и пересечения проспекта Чуй не случайно. Во-первых, участок разрушался у нас на глазах, так как парк находится рядом с крупным рынком и университетом, он испытывает особую загруженность и требует соответственного ухода. Во-вторых, он находится на видном месте. Мы работали вместе с волонтерами и хотелось бы, чтобы люди видели, каких усилий стоит привести скамейки и урны в порядок. Одной из целей проекта было желание донести до жителей, что это муниципальное имущество, его нужно ценить и бережней относиться.
L. Расскажите, пожалуйста, о сложностях, которые встречаются при реализации задуманного.
Самая большая сложность в реализации проекта это работа с мэрией. Мы подавали запрос еще в декабре, окончательный ответ нам дали только в марте, поставили условие тесного сотрудничества с мэрией. Были подключены сразу несколько департаментов, с которыми нужно было работать. В итоге благодаря вице-мэру Алтынай Омурбековой был полностью утвержден дизайн и план работ. В Бишкеке достаточно много неравнодушных людей, однако многие проектные идеи умирают из-за бюрократии, хотя сотрудники мэрии идут на встречу, очень сложно получить на что-либо разрешение.
L. Появление ЗD-зебр на улицах Бишкека произвело огромное впечатление на жителей и приезжих. Как они реагировали?
За время реализации проекта «ЗD-зебра» я получила очень много откликов. По моим наблюдениям, большинству жителей и школьникам (зебры были нанесены перед школами), идея понравилась. Многие международные издания и телеканалы транслировали эту новость, другие просто фотографировали нас в процессе работы и публиковали благодарные посты. Но и здесь нашлись недовольные, хотя действительно конструктивной критики я не получила. В процессе нанесения краски и работы на дорогах многие водители одобрительно кивали и сигналили, но были и те, кто проезжал, прям по только нанесенной краске. В целом культура водителей в этом случае была на уровне, я не ожидала.
L. Как вы оцениваете свою работу по проекту, осуществил ли он свою цель – снизил количество происшествий на дороге?
Проект полностью оправдал и осуществил свою цель. Так как это был мой первый проект, краска не продержалась больше 2 месяцев, хотя эффект был ошеломительным, водители останавливались и замедляли движение, даже просто из любопытства разглядеть рисунок. Это было интересно не только детям, но и взрослым. Во-вторых, мне хотелось продемонстрировать молодым людям, что делать что-то значимое совсем не сложно, достаточно приложить немного усилий. Общественная работа всегда шла у меня параллельно с учебой, на это действительно можно найти время.
L. Если бы вы смогли изменить что-то в городе, что бы вы изменили?
Больше всего мне хотелось бы восстановить реки, которые протекают через город. Если не ошибаюсь, у нас в городе их три. На дне этих рек валяется мусор, а инфраструктура вокруг совсем не пригодна. В то время, когда они могли бы стать зонами отдыха, их вполне реально озеленить. В Европе и других крупных городах реки это украшения и изюминка городов, где плавают лебеди и проводятся экскурсии — у нас это просто свалки. Очень жаль, ведь есть огромный потенциал развития.
L. Каким вы видите город Бишкек через 10 лет?
Через 10 лет я вижу отстроенный и безопасный город, ведь технологии не стоят на месте, думаю, их можно будет внедрить на пользу столице. Многим не нравится, что сейчас в городе идет стройка зданий, на самом деле мне кажется, что это очень хорошо, что потихоньку исчезают дома барачного типа, которыми сейчас полон даже центр Бишкека. Я думаю, что все-таки у города появится один определенный стиль.
L. Ваши идеи вдохновляют многих. Возможно ли их участие в осуществлении проектов, и, если да, то как горожане могут помочь?
Каждый раз, когда я со своей командой начинаю проект, мы всегда делаем рассылку и объявление в социальных сетях с приглашением волонтеров и всех желающих. Дата, план работ и место мероприятия это абсолютно открытая информация. Каждый раз с помощью приходит достаточно много молодых людей, а интересное времяпровождение и бесценный опыт мы гарантируем.
L. Есть ли у вас новые творческие замыслы?
На самом деле замыслов очень много, очень много вещей, которые не достают городу, это свободная ниша для творчества. Вместе с проектом «3-D парк» нашей команде было интересно поработать со зданиями, разрешение для этой работы лежит в мэрии и по сей день, но так как эту работу провели в городе достаточно успешно, мы фокусируем внимание пока на другом, это все еще секрет.
L. Расскажите, пожалуйста, подробнее о создании «3-D парка» в Бишкеке.
Проект разделен на социальную и медийную части. Вместе с восстановлением города нам было важно донести до граждан сообщение о том, что надо ценить общественное имущество. С этой задачей мы полностью справились.
С самого начала, когда мы объявили о старте проекта, внимание жителей было приковано к этой новости, просмотры, репосты и лайки переваливали за 2000. Когда мы выпустили новость с эскизами, многим был не понятен наш замысел, скептики считали, что ничего не изменится. Работа была проделана действительно колоссальная, начиная с момента подачи заявки, этот проект был для меня намного серьезнее, чем 3D-зебры. Во время всего проекта мы вели тесную работу вместе с фондом «Сорос», проходили специальные тренинги о городской культуре. Затем разрабатывали дизайн и обсуждали его с сотрудниками фонда и с мэрией. Работа заняла больше времени, чем мы думали, концепция парка менялась несколько раз, прежде чем все стороны согласились с дизайном. Демонтаж скамеек, обработка, работа с плотниками, художниками, токарями и сварщиками была также достаточно кропотливой. В итоге мы получили качественный продукт, скамейки стоят в прежнем состоянии и сегодня, самое главное люди больше не сидят на спинках, не выламывают брусья и не мусорят, как это было раньше. Мы также сумели привлечь внимание общественности и донести до них главный посыл через видео о проекте. Когда наша команда представила готовый материал, негативные комментарии и отзывы постепенно сменились на благодарность и поддержку.





Комментариев нет:
Отправить комментарий